Статья 10422

Название статьи

Образование в эпоху Каролингского возрождения и наследие Марциана Капеллы

Авторы

Василий Иванович Арсеньев, aспирант, Казанский  (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18), vasiliy.arsenev@mail.ru

Аннотация

Актуальность и цели. Каролингское возрождение – важная веха в истории Средневековой Европы, когда начали складываться тенденции, которые получат развитие в начале второго тысячелетия. Перемены в сознании интеллектуальной элиты того времени вызвали трансформацию системы образования, в которой важную роль начинает играть программа семи свободных искусств, что связана с именем Марциана Капеллы. Цель работы – проанализировать изменения в системе образования в эпоху Каролингского возрождения сквозь призму наследия Марциана Капеллы. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования письменных источников VIII–IX вв., в том числе на латинском языке, и документов, извлеченных из “Migne Patrologia Latina”. Методологический потенциал включает: нарративный (описательно-повествовательный) метод, сопровождаемый анализом письменных источников, и историко-сравнительный метод, применение которого позволяет сопоставить Каролингское возрождение с точки зрения развития образования с предшествующим периодом и последующими эпохами, а также биографический, хронологический и общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция). Результаты. Исследованы идеи основных деятелей Каролингского возрождения (Алкуина, Теодульфа, Рабана Мавра, Иоанна Скота Эригены) в контексте их влияния на систему и содержание образования. Отмечено повышение роли и значения светских наук в форме свободных искусств. Рассмотрена высокая популярность педагогического трактата Марциана Капеллы в означенный период. Выводы. Изучение изменений в системе образования в эпоху Каролингского возрождения сквозь призму наследия Марциана Капеллы позволяет выявить основные тенденции культурного и в целом исторического развития Западной Европы в Средние века. 

Ключевые слова

Каролингское возрождение, Марциан Капелла, образование, свободные искусства, педагогический трактат

 

 Скачать статью в формате PDF

Для цитирования:

Арсеньев В. И. Образование в эпоху Каролингского возрождения и наследие Марциана Капеллы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2022. № 4. С. 139–146. doi:10.21685/2072-3024-2022-4-10

 

Дата создания: 13.02.2023 10:32
Дата обновления: 25.02.2023 16:17